Украина «выгоняет» своих производителей из Крыма

admin  -  Мар 05, 2015  -  ,  -  No Comments

Спустя почти год после присоединения Крыма к Российской Федерации ситуация с присутствием продуктовых торговых сетей в регионе не выровнялась — сегмент рынка твердо закреплен за украинскими и крымскими ритейлерами. Материк представлен только одной сетью, магазины которой функционируют в формате «у дома», – группы компаний «Ассорти». Эксперты расходятся во мнении, почему крупные российские ритейлеры медлят с заходом на рынок — одни называют в числе основных причин проблемную логистику и нежелание компаний производить значительные финансовые вливания, другие — боязнь внешнеполитического давления. Тем не менее удельный вес украинских товаров стремительно уменьшается, в то время как российские производители активно сотрудничают с функционирующими сетями в Крыму.

На данный момент в Крыму по-прежнему работают такие украинские сети, как Novus, «Фуршет», «АТБ». Остается на полуострове и крупнейший продуктовый холдинг Fozzy Group, представленный брендами «Сiльпо», «Фора» и «Fozzy Гипермаркет». Французская Auchan Group приняла решение передать управление крымским подразделением московскому офису ООО «Ашан». Немецкая сеть мелкооптовых гипермаркетов Metro Cash & Carry нашла еще более изящный выход из щепетильной ситуации, возникшей из-за международного экономического и политического давления, выведя крымское отделение из-под управления украинского представительства, однако и под юрисдикцию московского офиса магазины Крыма не попали — региональное отделение теперь управляется новосозданной компанией Retail Property 5. И «Ашан», и «Метро» сегодня полностью переориентировались на российских поставщиков, исключив из товарной линейки все украинские бренды. При этом в сетях можно найти крымские товары. Все остальные продуктовые сети продолжают сотрудничество с украинскими производителями.

Украинских товаров меньше, но они дешевле и привычнее

«Сотрудничество с Украиной никто, кроме «Ашана» и «Метро», не прекратил. Остальные сети — работают и с Украиной, и с Россией, – комментирует для «КрымБизнесКонсалтинг» заместитель председателя правления АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВЛЕ КРЫМА Владимир Гордон. – Удельный вес товаров, конечно, меняется. Например, в «Фуршете» уже около 80% товаров — российских, а в «Сильпо» наоборот — удельный вес украинских товаров больше. Fozzy Group вообще старается работать с украинскими производителями, несмотря на общее снижение объемов поставок. Крымские сети, в частности «Яблоко» и «Везунчик», работают примерно по такому же принципу, как и «Фуршет»: большинство товаров – российские, остальные произведены в Крыму, и совсем небольшой процент украинских».

Резкое сокращение объемов украинских товаров на крымском рынке уже произошло. Однако Владимир Гордон уверен, что украинские товары будут еще долго присутствовать на региональном рынке, если на ситуацию не повлияет политическое решение нынешних украинских властей. Прочные позиции украинских производителей на полуострове обусловлены несколькими причинами, основные из которых — конкурентная цена украинских товаров и узнаваемость привычных брендов. Однако ситуация законсервируется лишь при условии, если правительство Украины не «перекроет кислород» своим же производителям, которые объективно высоко оценивают потребительскую привлекательность Крыма.

«Политический фактор нельзя сбрасывать со счетов. Сегодня Киев делает все, чтобы украинские производители не присутствовали на крымском рынке. Экономически украинским производителям выгодно продавать товары в Крыму, но политика имеет приоритет над экономикой, и в идеологических режимах экономика не самое главное. А в Киеве именно такой режим», – поясняет эксперт.

Спрос на крымский продукт есть, однако объемов не хватает

Крымские производители уверенно занимают освобождающуюся нишу: этому способствует привлекательная цена по сравнению с российскими аналогами и достаточная известность местных марок. Однако полностью удовлетворить спрос населения многие крымские производители не могут из-за недостаточных мощностей производства. Прежде всего, это касается мясомолочной продукции.

«В региональных сетях крымский продукт представлен максимально широко — настолько, насколько это объективно возможно, – заявляет Владимир Гордон. – В украинский период большая часть производителей была просто уничтожена, зачастую административными методами из Киева. Те, кто остался, обладают недостаточной технической и сырьевой базой для производства больших объемов товара. Взять, например, молочную продукцию. Те, кто работает через точки по городу, с сетями работать не могут, поскольку просто не производят достаточных объемов продукции. Однако есть и такие, которые постепенно выходят на крупных ритейлеров. Конкурировать с российскими аналогами они могут вполне, но нужно учесть, что для этого необходимо производить продукцию конкурентного качества по конкурентной цене».

Крупные крымские производители, которые ранее ориентировались на Украину, сегодня активно переориентируются на Россию. При этом стоит учесть, что наибольшую долю в сегменте поставок продовольственных товаров на рынок материковой части страны занимают алкогольные и безалкогольные напитки, в частности продукция известных винодельческих заводов региона.

Российские ритейлеры не спешат на полуостров

С марта прошлого года в Крым зашла только одна продуктовая торговая сеть с материка – группа компаний «Ассорти». Это сеть универсальных магазинов «Ассорти-Продукт», работающих в формате «у дома». Сеть представлена торговыми площадками в основном в Ростове-на-Дону и Ростовской области, а также в Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодаре и Ставрополе. Компания на рынке с 1995 года. Первый магазин «Ассорти-Продукт» открылся в Крыму в июне 2014 года. На сегодня объектов торговли уже семь, все они — в Симферополе. Однако, по словам директора по развитию сети Виталия Кобченко, планы у компании амбициозные — до конца текущего года предполагается открытие еще 30 торговых точек в разных регионах Крыма, в том числе в курортных городах.

«Основная трудность, с которой столкнулась наша компания в Крыму — необходимость поддерживать привлекательность магазинов с точки зрения товарного наполнения, – рассказывает корреспонденту «КрымБизнесКонсалтинг» Виталий Кобченко. – Есть проблемы поставок российского товара, связанные с транспортным сообщением. Товар с Украины практически не получаем. По процентному соотношению, модель товарного наполнения наших магазинов следующая: 70% – российские товары, 30% – местные, крымские. Сотрудничаем со многими крымскими производителями бакалеи, а также с хлебокомбинатами и молокозаводами».

Причин такой низкой активности на рынке Крыма крупных игроков с материковой части России эксперты видят несколько. Владимир Гордон уверен, что основные из них — это проблемная логистика и нежелание вкладывать в развитие бизнеса на полуострове значительные средства. «Российские ритейлеры находятся в стадии ожидания. Ожидания входа на рынок с низкими затратами», – полагает Владимир Гордон.

В то же время независимый финансовый эксперт Анатолий Шимко считает, что ведущие холдинги на заходят в регион вовсе не из-за логистических проблем, камень преткновения — в неоднозначном международном статусе Крыма. «Полагаю, что крупные компании, имеющие раскрученный бренд или выходы на другие рынки попросту боятся санкций, которые негативно скажутся на бизнесе, а мелкие компании не всегда могут освоить соседние рынки, – комментирует для «КрымБизнесКонсалтинг» Анатолий Шимко. – К тому же многие мелкие и средние компании «мечтают» когда-то стать крупными и поэтому, полагаю, пока берегут свою историю и занимают выжидательную позицию.

Что касается заявлений крупных продуктовых компаний о сложности логистики и низкой узнаваемости российских брендов на полуострове, то это не более, чем отговорки, на мой взгляд – истинную причину нужно искать в геополитической ситуации, которая сложилась вокруг Крыма. Думаю, заявления таких компаний о неперспективности рынка пока ближе к истине, так как капитал, как никто другой, чувствует любые риски, в том числе и геополитические. Выход на этом этапе вижу в создании крымских продовольственных компаний с государственным капиталом или реанимирования крымской потребительской кооперации».

Источник: http://crbc.pro

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*



Featuring Recent Posts WordPress Widget development by YD